На этом веб-сайте используются файлы cookie для обеспечения его корректной работы, повышения эффективности и предоставления лучшего сервиса.
Больше информации

Альбомъ Санктъ-Петербургской Духовной Академiи. LXVI курсъ 1905-1909.


Страница 17.


Верхний ряд слева:

Антон Владимирович Карташёв (11 (23) июля 1875, Верхне-Кыштымский завод, Екатеринбургский уезд, Пермская губерния, Российская империя — 10 сентября 1960, Ментона, Приморские Альпы, Франция) — российский государственный деятель, последний обер-прокурор Святейшего правительствующего синода; министр исповеданий Временного правительства, богослов, историк русской церкви, церковный и общественный деятель. В эмиграции — идеолог непримиримости. Как последний обер-прокурор подготовил самоликвидацию института обер-прокуратуры и передачу полноты церковной власти Поместному собору Православной российской церкви 1917—1918 годов.

Кандидат богословия, доцент (1900) Санкт-Петербургской духовной академии, профессор по истории России на русском филологическом отделении Сорбонны (1922—1939), доктор церковной истории honoris causa Свято-Сергиевского православного богословского института (1944).

Родился в семье члена земской управы. Окончил Екатеринбургское духовное училище (1888), Пермскую духовную семинарию (1894) и Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия (1899). За кандидатскую работу «Славянские переводы творений св. Иоанна Златоуста» награждён премией имени митрополита Иосифа (Семашко). Оставлен профессорским стипендиатом на кафедре истории Русской церкви. В 1900—1905 годах доцент по кафедре истории Русской церкви. В 1906—1918 годах профессор и заведующий кафедрой истории религии и Церкви на Бестужевских высших женских курсах.

Активный участник Религиозно-философских собраний в Санкт-Петербурге в 1901—1903 годах. Друг Зинаиды Гиппиус, Дмитрия Мережковского, Дмитрия Философова, Мариэтты Шагинян; участник религиозной общины, в которую они входили. Председатель Религиозно-философского общества в Санкт-Петербурге (1909—1917). Сотрудник издания «Новый путь», печатался под псевдонимом Т. Романский, редактор-издатель газеты «Вестник жизни».

Младший (1906) и старший (1911) помощник библиотекаря, заведующий отделом богословия (1912) Императорской публичной библиотеки, коллежский советник (1907).

Награждён орденами святого Станислава 3-й степени (1911) и святой Анны 3-й степени (1914).

Был членом масонской ложи Великий восток народов России (ВВНР), входил в Верховный совет этой организации с 1905 по 1917 год. После февраля 1917 года вступил в партию кадетов, входил в состав её Центрального комитета, был одним из лидеров правого крыла.

С 25 марта 1917 года — товарищ обер-прокурора Святейшего синода; с 25 июля — обер-прокурор Синода. Первый министр вероисповеданий Временного правительства, участник Всероссийского демократического совещания, работал в I, II, VI, VII и VIII отделах Предсоборного совета. От имени Временного правительства приветствовал 15 августа открытие Всероссийского поместного собора. В 1918 году член Поместного собора, участвовал в 3-й сессии, член XXIII Отдела.

Арестован вместе с другими министрами Временного правительства во время октябрьских событий в ночь с 25 на 26 октября. Пребывал в заключении в Петропавловской крепости. 7 ноября об освобождении Карташёва и министра финансов Михаила Бернацкого перед Петроградским военно-революционным комитетом ходатайствовала Александра Коллонтай. При голосовании за освобождение Карташёва высказались четыре члена комитета (против — два). Однако Карташёв отказался выходить на свободу под подписку о невыезде, пока не будут отпущены все оставшиеся арестованные министры Временного правительства. 24 ноября делегаты Поместного собора приняли специальное заявление «для оглашения» в печати: «выражаем твёрдую уверенность, что в деятельности А. В. Карташёва не было ничего, что могло бы явиться предметом общественного суда и запятнать его доброе имя, и имея в виду, что многие товарищи его по кабинету, одинаково ответственные за деятельность правительства, давно уже получили свободу, Всероссийский Церковный Собор настаивает на немедленном освобождении А. В. Карташёва из Петропавловской крепости».

В январе 1918 года был переведён в клинику Герзони, а в начале февраля затем выпущен под обещание не предпринимать активного противодействия советской власти. Из «Крестов» Карташёва повезли не домой, — там ему запрещалось жить, — а на Васильевский остров к профессору Владимиру Бенешевичу; оттуда после четырёхдневного пребывания на профессорской квартире его препроводили ко Льву Карсавину, учёному и педагогу. От Карсавина путь лежал к профессору Платону Жуковичу, а от него к секретарю Религиозно-философского общества Сергею Каблукову.

С июля 1918 года участвовал в 3-й сессии Поместного собора Русской церкви, а также в работе Высшего церковного совета. Известно о нескольких встречах Карташёва с патриархом Тихоном, в ходе которых обсуждались проблемы взаимоотношений Церкви и государства в прошлом и настоящем, проекты создания сети православных братств для сохранения церквей и духовенства от преступных посягательств.

В 1917—1918 годах входил в кружок «Воскресение».

В январе 1919 года выехал из России в Эстонию. В правительстве Николая Юденича занимал пост министра исповеданий.

В 1920 году переехал во Францию, обвенчался с дочерью священника, вдовой расстрелянного подпоручика Павлой Полиевктовной Кириллиной (Соболевой).

Член приходского совета собора св. Александра Невского в Париже, председатель Русского национального комитета (1924—1940); член епархиальных собраний и епархиального совета временного Русского экзархата в юрисдикции Константинпольского патриархата, один из организаторов Русского студенческого христианского движения (РСХД) и издательства «ИМКА-пресс», член редколлегии еженедельника «Борьба за Россию».

В 1921—1939 годах читал лекции на Курсах по вопросам православного мировоззрения, Высших педагогических курсах и богословском факультете Афинского университета, в парижском Русском народном университете, Обществе студентов для изучения и упрочения славянской культуры, Религиозно-философской академии, Кружке к познанию России, в общественных организациях США. В 1922—1939 годах профессор на русском филологическом отделении Парижского университета

В 1923 году участвовал в возобновлении созданного ещё в 1919 году по благословению патриарха Тихона Братства Святой Софии, был автором его устава.

Был одним из основателей и профессором Свято-Сергиевского православного богословского института в Париже (1925—1960). Учениками его являлись Иван Мейендорф, Пётр Ковалевский, Александр Шмеман. В институте он запомнился студентам как участник церковного хора и прекрасный чтец ветхозаветных паремий. В 1925 году получил строгий выговор за «недопустимые выступления против церковной власти». С 1925 года профессор по кафедрам Священного Писания Ветхого Завета (до 1947 года) и всеобщей истории Церкви и истории Русской Церкви. В 1939—1944 годах инспектор института, затем доктор церковных наук honoris causa

В ноябре 1936 г. участвовал вместе с прот. С. Булгаковым, В. В. Зеньковским, прот. Г. Флоровским в конгрессе православных богословов в Афинах, что свидетельствовало о высоком международном признании богословской школы Свято-Сергиевского института.

В 1946 году участник епархиального съезда в Париже, принявшего решение остаться в юрисдикции Константинопольского Патриархата. В 1950—1951 годах участник Византологического конгресса в Палермо и конференции православных и протестантских богословов

Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа (могила № 333).