На этом веб-сайте используются файлы cookie для обеспечения его корректной работы, повышения эффективности и предоставления лучшего сервиса.
Больше информации

Московская Духовная Академiя.

LVI выпускъ (1902—1906)


Размѣръ 32x26.

12 листовъ.


Магистранты:


Чернявский Николай Феофанович (Харьковская) - оставлен профессорским стипендиатом

Качоровский Наркисс Ананиевич (Волынская) - был оставлен профессорским стипендиатом, но от этого звания отказался

Смирнов Николай Матвеевич (Вифанская, поступил в 1901 году) - оставлен профессорским стипендиатом (вместо Н. Качоровского)

Горностаев Николай Пахомиевич (Вифанская)

Беляев-Сергиев Михаил Федорович (Владимирская)

Крутиков Андрей Павлович (Костромская)

Воскресенский Евгений Васильевич (Тамбовская)

Суслов Алексей Александрович (Тверская)

Соколов Петр Николаевич (Московская)

Соколов Виктор Александрович (Вологодская)

Лебедев Алексей Матвеевич (Вифанская)

Парнасский Василий Иванович (Орловская)

Тирич Иван (в монашестве Ириней, серб, венгерский подданный (Ново-Садская гимназия, принят в число студентов по утвержденному Его Высокопреосвященством определению Совета Академии от 6 октября 1902 года)

Рождественский Николай Иванович (Владимирская)

Зубарев Сергей Михайлович (Вифанская)

Тихомиров Александр Львович (в монашестве Тихон, Московская 7-я гимназия)


Кандидаты:


Маков Александр Николаевич (Рязанская)

Якубович Иван Осипович (Литовская)

Гусев Анатолий Михайлович (Тверская)

Королев Михаил Ефремович, священник (Тверская)

Успенский Андрей Александрович (Костромская)

Лепехин Павел Васильевич (Московская)

Словинский Иван Иванович (Новгородская)

Соколов Андрей Павлович (Московская)

Перехвальский Сергей Михайлович (Рязанская)

Боголюбов Владимир Евлампиевич, священник (Нижегородская, поступил в 1901 году)

Опоцкий Николай Михайлович, священник (Новгородская)

Краско Николай Фомич (Московская)

Пятницкий Нил Петрович (Московская)

Цветанович Иосиф Стоянов, серб (Белградская, принят в число студентов по утвержденному Его Высокопреосвященством определению Совета Академии от 15 октября 1902 года)

Лебедев Виктор Михайлович (Костромская)

Владиславлев Константин Владимирович (Московская)

Веретенников Михаил Григорьевич (Московская 7-я гимназия)

Звездкин Иоанн Иванович, священник (Костромская, принят в число студентов по утвержденному Его Высокопреосвященством определению Совета Академии от 15 октября 1902 года)

Видакович Любомир Младенов, серб (Белградская, принят в число студентов по утвержденному Его Высокопреосвященством определению Совета Академии от 15 октября 1902 года)

Смирнов Василий Иванович (Владимирская) (держал выпускные экзамены и представил кандидатское сочинение после летних каникул 1906 года. — Утвержден в степени кандидата 6 сентября 1906 года)


Действительные студенты:

С правом на получение степени кандидата по представлении удовлетворительных кандидатских сочинений:


Андреев Владимир Яковлевич (Воронежская) (Утвержден в степени кандидата (магистранта) 6 сентября 1906 года)

Беляев Иван Васильевич (Владимирская, поступил в 1901 году) (Утвержден в степени кандидата 8 июня 1907 года)

Королев Аркадий Дмитриевич (в мрнашестве Сергий; Вифанская)

Лагов Петр Ильич (Рязанская) (Утвержден в степени кандидата 6 сентября 1906 года)

Титов Николай Александрович (Курская) (Утвержден в степени кандидата (магистранта) 6 сентября 1906 года)


Биографии.


Смирнов Николай Матвеевич (188? – 1965, с. Подчерково Дмитровского р-на Московской обл.) – педагог, садовод.

Сын священника с. Кутачи-Стариково Талдомского уезда. Получил образование в Вифанской духовной семинарии. В 1902 поступил в Московскую Духовную Академию, которую окончил в 1906 со званием магистранта. Был оставлен при академии профессорским стипендиатом. Работал преподавателем логики, истории, философии, психологии и дидактики в Каменец-Подольской духовной семинарии, потом в Петербурге. В 1908 купил землю при селе Яготине – между Поддубками и Подчерково, построил себе там дом. Много сделал для развития образования в г. Дмитрове с 1913 по 1930 гг. В 1930 вступил в колхоз со всем своим хозяйством и садом. В 1930–1940 гг. преподавал в дмитровской школе и одновременно занимался садом, затем целиком отдался садоводству. Ученик знаменитого русского селекционера И.В. Мичурина.

Участвовал в сельскохозяйственных выставках в районе, области и на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в 1939, 1940, 1941, получал медали и грамоты, писал книги и статьи по садоводству.

Соч.: Муки юной души: (Из духов. жизни семинаристов). – М., 1910; Эстетическое воспитание и религия. – М., 1912; К вопросу о развитии суждений в школьном возрасте. – СПб., 1913; Как вырастить яблоню. – [М.], 1940; Приусадебный сад / Н. Смирнов, К. Ширяева. – [М.], 1944; За ежегодную урожайность колхозных садов. – [М.], 1939; Весенние работы в молодом саду. – М., 1942.

«В 30-е годы прошлого столетия в село Подчерково приехал Николай Матвеевич Смирнов – ученик знаменитого русского селекционера и садовода-генетика Ивана Владимировича Мичурина. Николай Смирнов разбил в лесу между Подчерковым и Поддубками фруктовый сад площадью 1 га и стал успешно заниматься выведением новых сортов яблонь. Имея под своим наблюдением 250 яблонь в возрасте до 25 лет, Николай Матвеевич поставил задачу добиться высокой доходности садового хозяйства колхоза путем получения высоких урожаев каждый год. Скудная колхозная жизнь особо не докучала садовода. Неприхотливый, без высоких запросов, он весь отдавался работе. К 1965 году сад занимал уже около 5 га и входил в состав совхоза «Внуковский». Николая Матвеевича посещали многочисленные гости: ученые, студенты, колхозники. Умер Н.М. Смирнов в 1965 году. Не уберегли и дом Николая Матвеевича. Яблоневый сад после войны стал зарастать и постепенно исчез. Варвара Афанасьевна Кузнецова с горечью вспомнила о канувших в лету лучших годах, проведенных с «дмитровским Мичуриным» и показала мне пожелтевшую книжку Николая Смирнова «Яблоня», на титульном листе которой мастер оставил надпись: «Варваре Кузнецовой на добрую память».


Горностаев Николай Пахомиевич (188? – 19??) Выпускник Вифанской духовной семинарии и Московской Духовной Академии (1906). После революции работал в системе советского образования.

Горностаев Н.П., Баклан Е.А. Программа по русскому языку для одногодичных и двухгодичных школ профдвижения / Сост.: Н.П. Горностаев и Е.А. Баклан; Программно-методич. бюро ВЦСПС. - Москва : изд-во и тип. Профиздата, 1933. - 15 с. ; 17х12 см


Михаил Фёдорович Беляев-Сергиев (1880, Российская империя — 1955, Иркутск) — pоссийский психолог, доктор психологических наук, профессор Иркутского университета.

В 1900 году по второму разряду окончил второе отделение Московской духовной семинарии.

Выпускник Московской Духовной Академии (1906г.). Педагогическую деятельность начал в 1906 году преподавателем средних учебных заведений. С 1918 по 1920 год преподавал на педагогических курсах при Иркутском университете.

В 1922 году окончил педагогический факультет Иркутского государственного университета. С 1922 по 1931 год работал на педагогическом факультете ИГУ, преподавал психологию, логику и педагогику. Был членом Общества языка, литературы и искусства, созданного на педагогическом факультете и преобразованного в 1927 году в Научное общество философии, литературы и социологии.

В 1933 году создал кафедру психологии и стал её заведующим, работал на этом посту вплоть до своей кончины в 1955 году.

В 1934 году при вузе был открыт учительский институт с двухгодичным сроком обучения, дававший неполное высшее образование. Беляев был одним из организаторов этого института. Заместителем директора Иркутского педагогического института Н. Воскресенского по учительскому институту был назначен Беляев.

Михаил Фёдорович Беляев проводил исследования в области психологии личности. Исследовал важную в теоретическом и практическом отношении психологическую проблему интереса, рассматривал влияние интересов на формирование активности личности, особенности их проявления у школьников и роль школы в воспитании и перевоспитании интересов молодежи. Защитил в 1938 году по этой теме диссертацию кандидата педагогических наук и продолжал работать над докторской диссертацией.

Изучал вопросы нравственного воспитания школьников, психологию формирования моральных убеждений и морального поведения личности.


Крутиков Андрей Павлович (16.08.1882 - ?) - сын смотрителя Кинешемского духовно училища (позднее протоиерея Успенского кафедрального собора г.Костромы) Павла Ефимовича Крутикова.

1882 г. р., уроженец г. Кинешма Ивановской обл., проживал в с. Гнилуша Малоархангельского района Орловской обл., священник. Арестован в 1929 г. Осужден на 10 лет концлагерей.

В 1902-1906гг. обучался в Московской ДА. В 1918г. преподаватель в Орловской духовной семинарии.

Арестован 22 ноября 1929 г. Осужден 24 февраля 1930 г. тройкой при ПП ОГПУ по Центрально-Черноземной обл. по статье: ст.58-10 УК РСФСР.

Приговор: 10 лет лишения свободы. Прибыл в Ухтпечлаг из Орловского ДЗ. Освобожден 15.12.1936. Дальнейшая судьба неизвестна.


Алексей Александрович Суслов (188? – 19??), кандидат богословия, преподаватель Барнаульского духовного училища. Окончил Тверскую духовную семинарию, в 1906 году - Московскую духовную академию, магистрант LVI курса.


Соколов Петр Николаевич (1882, 27 ноября, Москва - ок. 1937) – православный историк.

Сын священника. Учился в Московской духовной семинарии, Московской духовной академии (1902-1906) и Московском университете (1910). Преподаватель Московского Филаретовского епархиального женского училища на 1915 г.

Перед арестом работал старшим научным сотрудником, экономистом Института труда НКПС. 14 февраля 1933 арестован по обвинению в "систематической антисоветской агитации", Статья ст. 58 УК РСФСР. 2 апреля 1933 был освобожден под подписку о невыезде. Групповое дело "дело священника Ярре Д.Ф., Соколова Н.Н. и др., Москва, 1933г." По делу были арестованы 10 человек: семья священника Соколова Н.Н. и семья священника Ярре Д.Ф., Величко С.В. и Журавлев Д.И.

Дальнейшая судьба неизвестна

Соч.: Агапы, или Вечери любви в древнехристианском мире. – Сергиев Посад, 1906.


Соколов Виктор Александрович (1882 - ?). Сын священника Соколова Александра Владимировича, служившего в Варженгской Иоанно-Богословской церкви Устюжского уезда. Выпускник Вологодской духовной семинарии и Московской Духовной Академии (1906г.). 6 августа 1906 г. назначен учителем русского и церковнославянского языка в старших классах Тотемского духовного училища, с 1 сентября 1907 г. преподаватель русского языка во всех классах. В 1908 году перемещен в Барнаульское духовное училище. В 1914 и 1915 годах - преподаватель Устюжского духовного училища.

Соколова (Доброумова) Наталия Федоровна (1892 - после 1914). Дочь священника, воспитательница Устюжского женского епархиального училища.


Лебедев Алексей Матвеевич (1881, с. Ирининское Московской губ. – 17.2.1953, Москва) – филолог, специалист в обл. методики преподавания русского языка; канд. педагогических наук (1947); основатель и ред. журнала «Родной язык в школе» (с 1936 – «Русский язык в школе»).

Выпускник Вифанской духовной семинарии и Московской Духовной Академии (1906). В 1906–17 работал учителем русского языка и словесности в Ярославской мужской гимназии имени Александра I Благословенного и одновременно вел занятия по методике русского языка в VIII педагогическом кл. женской гимназии и на краткосрочных учительских курсах, заведовал ученической библиотекой в гимназии. В 1917 переехал в Москву. В 1917–41 преподавал в средних школах, в школах для взрослых, на рабфаках. С 1935 работал на кафедре русского языка МГПИ в должности ассистента, зав. кабинетом русского языка, лаборантом. Сотрудником НИИ национальных школ АПН РСФСР (1949). Основатель журнала «Родной язык в школе». Защитил кандидатскую диссертацию. «Принципы построения книг для чтения по русскому языку в национальной школе». Среди изданных работ: В помощь изучающим родную литературу. – М., 1911; В поисках лучшего будущего. – Родной язык в школе. – №1, 1914; Самодеятельность и творчество учащихся в занятиях родным языком. – М., 1918; Литературные чтения и беседы. – М., 1918; Внеклассное чтение учащихся. – М., 1918; Устные и письменные сочинения. – М., 1918; Искусство чтения в школе. – М., 1918; Развитие речи. – М., 1923; Изучение литературы в школе. – М., 1923; Школьное краеведение. – М., 1926; Словарная работа на уроках литературного чтения на русском языке в V–VII классах национальной школы. – М., 1952, 1959.


Парнасский Василий Иванович (188? – 19??). Выпускник Орловской духовной семинарии и Московской Духовной Академии (1906). После революции работал школьным учителем в г. Орел (средняя школа №7).


Тирич, Иван (в монашестве Ириней), серб, венгерский подданный.

Выпускник Ново-Садской гимназии. Принят в число студентов по утвержденному Его Высокопреосвященством определению Совета Академии от 6 октября 1902 года. 13-й магистрант LVI курса (1902-1906).


Зубарев Сергей Михайлович (188? – 19??) Выпускник Вифанской духовной семинарии и Московской Духовной Академии (1906). С 1906 года, помощник смотрителя Камышинского Духовного училища с 1911 года. Дальнейшая судьба неизвестна.


Епископ Тихон (в миру Александр Львович Тихомиров) (26 августа 1882, Женева, Швейцария — 26 марта 1955, Ярославль) — епископ Русской православной церкви, епископ Череповецкий, викарий Новгородской епархии.

Родился в семье известного публициста, историка и общественного деятеля Льва Александровича Тихомирова, проживавшего на момент рождения Александра в эмиграции. В детстве перенес тяжелую болезнь. Врачи считали, что мальчик не выживет. мучения ребёнка привели его отца к Богу.

В 1889 году был крещён епископом Мисаилом (Крыловым) в Новороссийске, когда Тихомировы возвратились из Швейцарии. Затем переехали в Москву. После окончания Московской 7-й гимназии в 1902 году поступил в Московскую духовную академию.

Из рассказов его сотоварищей по Московской академии епископов Арсения (Жадановского) и Серафима (Звездинского) известно, что он ещё тогда поражал своих товарищей своей нелюдимостью, своими странностями.

В 1906 году окончил академию со степенью кандидата богословия и назначен преподавателем гомилетики Новгородской семинарии.

13 августа 1907 года принял монашеский постриг с именем Тихон. С 24 октября 1907 года — помощник синодального ризничего в Москве.

С 1908 года — преподаватель Вифанской духовной семинарии.

С 28 июля 1911 года — смотритель Петровского духовного училища Саратовской епархии.

С 10 августа 1912 года — инспектор Вифанской духовной семинарии.

С 22 июня 1913 года — ректор Новгородской духовной семинарии в сане архимандрита. В 1918 году семинария была закрыта советской властью. 13 сентября 1918 года утверждён начальником пастырского училища в Новгороде, но его в то время открыть не удалось.

В январе 1920 года скончался епископ Лукояновский Николай (Кенарский), в связи с чем архиепископ Евдоким (Мещерский) обратился с прошением в Священный Синод, в котором просил на вдовствующую Лукояновскую кафедру назначить настоятеля Новгородского Антониева монастыря архимандрита Тихона (Тихомирова). Тем не менее, архимандрит Тихон был назначен на другую кафедру.

4 апреля (22 марта ст. ст.) 1920 года в Софийском соборе Новгорода хиротонисан во епископа Кирилловского, викария Новгородской епархии. Хотя город Кириллов, согласно административному делению 1918 года, вошёл в состав новой Череповецкой губернии, владыка именовался Кирилловским викарием. На этой кафедре прослужил 7 лет.

На кирилловской кафедре епископу Тихону приходилось испытывать сильнейшее давление властей, репрессии, попытки разложить духовенство обновленчеством. Епископа принуждали перейти в обновленчество, подписать резолюцию о порицании Патриарха Тихона. В 1922 году он был арестован. Из Череповецкой тюрьмы вышел совершенно больным.

Притеснения не давали ему возможности жить в Кирилло-Белозерском монастыре, священноархимандритом которого он именовался. Ему пришлось скитаться. Так, зиму 1921—1922 годов он провёл в Леушинском Иоанно-Предтеченском монастыре. С окончательным закрытием Кирилло-Белозерского монастыря в 1924 году, Владыка перебрался в Нило-Сорскую пустынь, ставшую оплотом противостояния обновленчеству. Служил в монастырском храме, в храмах и обителях вокруг Кириллова.

После закрытия властями Нило-Сорской пустыни поселился в местечке Сорове, где служил в церкви святых Космы и Дамиана, проживая в доме местного священника. Но местные власти и в Сорове продолжали терроризировать его.

22 августа 1928 года был назначен управляющим Тульской епархией и 12 октября отбыл к месту своего служения. Не выдержав травли, устроенной против него тульскими обновленцами, попросился назад и 21 декабря 1928 года указом Временного Патриаршего Священного синода от был вновь назначен управляющим церквями Череповецкого округа с местопребыванием в Череповце.

По отзывам близко его знавших, он был молитвенник, молчальник, истинный стяжатель непрестанной Иисусовой молитвы. Молился он по ночам. Спал мало и только сидя.

Был арестован. Приговорён к 3 годам заключения в лагере. В лагере работал на лесоразработках: таскал бревна по колено, а то и по пояс в воде. Вышел из лагеря инвалидом.

После освобождения из лагеря владыка вместе с матерью Ермогеной (инокиней Горицкого монастыря под Кирилловом) некоторое время скрывался у сестёр и матери в Сергиевом Посаде, а затем уехал в Ярославль к своим духовным чадам.

Здесь он жил буквально в подполье, в замаскированной комнатке. Матушка Ермогена тайно собирала милостыню, чтобы владыка не умер от голода.

В период с 1920 по 1932 год написал и исправил 11 акафистов, в том числе на основе дореволюционного акафиста святым Косме и Дамиану Римским составил акафист святым Косме и Дамиану Асийским.

Патриарх Алексий I предлагал ему епархию, но епископ Тихон не смог служить из-за болезни. Последние годы жизни владыка провёл почти в затворе, в бедности, в крошечной келье, окормляя немногих духовных чад.

Скончался 26 марта 1955 года в Ярославле. После кончины был облачен, а затем отпет иеромонахом (впоследствии митрополитом) Никодимом (Ротовым), служившим тогда в Ярославской епархии и бывшим духовным чадом Владыки Тихона. Иеромонах Никодим похоронил епископа Тихона на кладбище на Туговой горе и на свои средства той же ночью поставил памятник. (В жизнеописании отмечено, что он скончался «в субботу перед Прощёным воскресеньем», что соответствует 26 февраля 1955. Именно это число указано на надгробии).

Ярославская митрополия делала попытку представить материалы для прославления епископа Тихона в лике исповедников Русской Церкви.


Маков Александр Николаевич, митрофорный протоиерей (13 ноября 1881, Рязанской губ., Сапожковский уезд, с. Путятино – 1985, 17 марта 1985 с. Александровка Черниговского р-на УССР.

Сын священника. В 1896 г. окончил Скопинское духовное училище. В 1902 окончил Рязанскую духовную семинарию. В 1906 окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, защитив с отличием диссертацию на тему «Участие духовенства в управлении Московского государства XV–XVI вв.». В академии был дружен с Сергием Симанским, будущим патриархом Алексием. 

С 1906, июль –– женат на Капитолине Васильевной Лаврентьевой (1874 г. р.). Дети: Анна (1909–1993), Иван (1911–1987), Георгий (1917–1942)

1906, 18–19 августа –– рукоположён в сан диакона и священника в Троице-Сергиевой лавре епископом Волоколамским Евдокимом (Мещерским).

1906, август – 1920, г. Екатеринодар –– назначен к войсковому «казачьему» Александро-Невскому собору, вскоре переведён во Введенский храм. Заведующий Кавказским учебным округом, классный наставник и законоучитель в 1-й мужской гимназии, Посполитанинском училище и Мариинском институте, экзаменатор кандидатов во священство по Ветхому и Новому Завету

1918, май –– переведён к Покровский приютский («Убежинский») храм

С 1919, 13 июня –– настоятель Ильинского храма

1919–1920 –– активно поддерживал создание Временного высшего церковного управления на Юго-Востоке России

1920, начало года, г. Ростов-на-Дону –– заключён в тюрьму, где работал на кузнице молотобойцем

1920, июнь – 1921 –– заключённый в Воронежском лагере, бухгалтер в Губкомхозе г. Воронеж

1921, декабрь – 1922, март, г. Воронеж –– служил в Ильинском храме

С 1922 , апрель – декабрь, г. Краснодар –– настоятель Ильинского храма

1922, май –– отделился от правящего епископа Кубанского Иоанна (Левицкого), признавшего обновленческое ВЦУ, остался единственным в городе священником, верным Патриарху Тихону, в проповедях обличал обновленческий раскол

1922, 16 декабря — на 5 месяцев заключён под стражу

1923 –– приговорён к 2 годам ссылки в Среднюю Азию

1923, апрель – 1924, Туркестанская АССР — находился в ссылке вместе с о. Александром Пурлевским в гг. Ташкенте, Самарканде, Джизаке (22.05–10.1923 г.), Пенджикенте (10.1923–03.1924 г.), повторно в Самарканде (15.04.1924– 07.1924 г.) и в Турткуле. Иногда служил в местных храмах, продолжал борьбу с обновленчеством

1924, ноябрь –– освобождён досрочно

1924, декабрь–1927, г. Краснодар –– служил нелегально ночью в домах верующих в городе и станицах, став основателем первых катакомбных т. н. хатных церквей на Кубани («тихоновцев» здесь стали называть «хатниками» или «маковцами»). По благословению патриарха Тихона принимал покаяние у духовенства, возвращавшегося из раскола

1925, Москва –– получил два новых антиминса у митр. Петра (Полянского)

1925, май – 1927, г. Краснодар –– организовал единственную в городе общину «тихоновцев» и добился возвращения им Георгиевской храма, где и служил

1927, 1 марта, г. Краснодар — заключен в тюрьму

1927, июль — приговорён к 3 годам ссылки

1927, конец года – 1928, г. Актюбинске –– регент в храме; принадлежал к умеренному течению «непоминающих»

1928, ноябрь–1930, Актюбинская обл., с. Иргиз –– отбывал ссылку

1930, март –– освобожден с запретом на проживание в Краснодарском крае и крупных населенных пунктах

1930, 22 мая – 1985, г. Чернигов, ул. Киевская, д. 65 –– по благословению правящего архиеп. Пахомия (Кедрова) служил нелегально в собственном доме, освятив в нём храм в честь мч. Иоанна Воина

1930-е –– работал на засолочном заводе, на Лозовой фабрике на Лесковице, в черниговском лесопитомнике

До 1933, 1 марта –– был под надзором НКВД

1937, первая половина года –– в доме произведен обыск, выписан ордер на арест, конфискован паспорт

До 1938, октябрь –– скрывался от ареста в с. Владимировка (ныне с. Вознесенское Черниговского р-на) у духовных чад катакомбного игум. Алипия (Яковенко); затем нелегально жил в г. Чернигов

1939, октябрь –– отправлен в Краматорский ИТЛ

1940, октябрь –– освобождён

С 1941, г. Чернигов — сторож в спортзале

1941, 8 сентября–1943, 21 сентября, г. Чернигов –– во время оккупации служил нелегально в домовом храме, прекратил молитвенное общение с архиеп. Черниговским Симоном (Ивановским).

С 1944, 17 мая –– бухгалтер-кассир в Черниговском государственном историческом музее

С 1945, февраль –– признал избрание патриархом Алексия (Симанского) и стал поминать его на богослужениях. Окормлял катакомбные общины «маковцев» в Краснодаре, Бузулуке, Актюбинске и других местах; обличал тех, кто причащает супругов, живущих в невенчанном браке, за что регулярно вступал в конфликт с правящими архиереями и духовенством

1955, 16 августа –– архиеп. Черниговский Гурий (Егоров) наложил запрет в служении в пределах Черниговской епархии

1956, август –– патриарх Алексий снял запрещение в служении как наложенное необоснованно; принят в общение через простое сослужение

1956, ноябрь –– впервые официально зачислен в клир Черниговской епархии сверхштатным священником Свято-Троицкого женского монастыря г. Чернигов

1956, 18 декабря –– сверхштатный священник кафедрального Спасо-Преображенского собора (добровольно отказался от «права участия в доходах причта»)

1957, 15 февраля –– произведён обыск в домовом храме во время богослужения; инкриминировано нарушение запрета на «неподконтрольные или нелегальные богослужения в неотведенных для этого властями местах»

1962, 12 мая –– освобожден от должности настоятеля монастыря; монастырь закрыт. Возобновил нелегальные богослужения на дому

1965, 16 января –– сверхштатный священник при Воскресенском храме (единственном действующим в г. Чернигов); до 1969 г. разрешено лишь сослужение епископу, затем служил самостоятельно и произносил проповеди.

1973–1985 –– на нелегальном положении

1975–1976 –– производились обыски с конфискацией имущества

1985, 17 марта –– скончался. Похоронен на кладбище с. Александровка Черниговского р-на.

В 1981 году имя о. Александра Макова было внесено в список о. Михаила Польского, представленного для канонизации Собора новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви заграницей.


Королев Михаил Ефремович (188? – 19??). Выпускник Тверской духовной семинарии и Московской Духовной Академии (1906). После окончания Академии служил священником в Кирилло‑Мефодиевской церкви г. Венев.


Лепехин Павел Васильевич, протоиерей (04.11.1880, Москва – 30.10.1960, Москва)

отец — Лепехин Василий, певчий Синодального хора; потомственный почетный гражданин

жена — Лепехина Зинаида Михайловна (19.5.1886–1977). Похоронена на Даниловском кладбище рядом с мужем

дочь — Лепехина Елизавета Павловна (род. 12.4.1912)

сын — Лепехин Сергей Павлович (20.9.1913–22.1.1996). Похоронен на Даниловском кладбище рядом с отцом

дочь — Лепехина Лидия Павловна (1924–1987). Похоронена на Даниловском кладбище рядом с отцом

Окончил Заиконоспасское духовное училище, в 1901 Московскую духовную семинарию и в 1906 г. Московскую Духовную Академию.

23.2.1910 Рукоположен во священника епископом Дмитровским Трифоном (Туркестановым), викарием Московской епархии

1924 Возведен в сан протоиерея епископом Клинским Гавриилом (Красновским), викарием Московской епархии

27.1.1902–5.9.1902        г. Москва, Донское духовное училище, надзиратель

16.9.1906–12.12.1909   Московская и Коломенская епархия, г. Москва, Николо-Мясницкая двухклассная церковно-приходская школа, учитель (старший)

12.12.1909–28.8.1912   Московская и Коломенская епархия, г. Москва, церковь иконы Божией Матери «Избавительница» при приюте для беспризорных и освобождаемых из мест заключения несовершеннолетних, священник (с 23.2.1910), законоучитель 4-й городской женской рукодельной школы (15.10.1911–1.9.1914)

23.8.1912–30.1.1960      Московская епархия, г. Москва, церковь святителя Николая Чудотворца в Хамовниках, протоиерей (до 1924 — священник), настоятель, законоучитель Пушкинского-Хамовнического городского начального училища (с 1.2.1912), местной церковно-приходской школы (с сент. 1912) и Александринского ремесленного приюта (с 17.9.1914). Председатель приходского комитета Елизаветинского благотворительного общества (с 11.10.1912), депутат на епархиальном съезде (окт. 1916)

8.4.1922 Арестован по обвинению в «сопротивлении изъятию церковных ценностей»

8.5.1922 Осужден Московским революционным трибуналом на 5 лет лишения свободы

8.4.1922–2.10.1923 Находился в заключении в Ивановском исправдоме (г. Москва); освобожден по амнистии

Священник Павел Лепехин был арестован в 1922 г. в связи с изъятием церковных ценностей. Ему было предъявлено обвинение в том, что «состоя членами организации, называемой Православной иерархией, они по предварительному между собой соглашению, а также по соглашению с другими лицами... приняли личное и непосредственное участие в пропаганде и агитации среди верующих и преимущественно среди невежественных мещанских слоев населения... распространении заведомо ложных сведений о цели и назначении изъятия церковных ценностей, а также о деятельности представителей Рабоче-крестьянской власти... призывая эти элементы к массовому и открытому противодействию... последствием чего было то, что при фактическом изъятии произошли неоднократные эксцессы...» (Новомученики, исповедники ...).

«В тяжелые дни Великой Отечественной войны о. Павел едва ли на один день оставил свой храм, а свою паству — без богослужения и духовного руководства. Он служил молебны о даровании победы, произносил патриотические проповеди, утешал скорбящих, вселял в сердца молящихся веру в торжество добра. В дни Страстной седмицы о. Павел буквально не покидал храма, отдавая почти все время богослужению и требоисполнению и уделяя лишь немногие часы сну в маленькой комнатке при храме. "Могу ли я, — говорил он, — в такие великие дни усидеть дома, вдали от храма и прекрасных богослужений? Мне трудно быть вне храма. В этом моя радость и утешение. Эти прекрасные службы — моя духовная зарядка на весь год"» (Полвека служения на ниве Христовой. С. 22).


Соколов Андрей Павлович (2 января 1882 г., Московская обл., Серпуховский р-н, с. Семеновское – 19??)

Из семьи священнослужителя. Выпускник Московской духовной семинарии и Московской Духовной Академии (1906). После революции был рабочим на кирпичном заводе. Проживал по адресу: Московская обл., г. Можайск, ул. Кожевенная, д. 39

29 ноября 1937 г. арестован Можайским р/о УГБ УНКВД МО по обвинению: антисоветская агитация, связи с архимандритом Филаретом и монашкой Елизаветой

7 декабря 1937 г. осужден тройка при УНКВД по Московской обл. Приговор: 10 лет ИТЛ

Дата реабилитации: 31 июля 1996 г.


Перехвальский Сергей Михайлович (09.09.1881 – 1945). Сын священника Михаила Ивановиа Перехвальского. Окончил Рязанскую духовную семинарию по 1-му разряду (1902) и Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия (1906), учился в Московском университете. В 1910-е гг. учитель и воспитатель Флеровской гимназии в Москве, затем вплоть до смерти жил и преподавал в с. Солотча Рязанской губернии (области). Жена (с 1914) – Анастасия Федоровна Орлина (1881 - 1938, от болезни сердца), учительница, дочь священника с. Солотчи Федора Яковлевича Орлина. (1865 - расстр. 10.12.1937). Дети - Владимир (1915), Людмила (1917), Галина (1921).


Боголюбов Владимир Евлампиевич (188? –19??) Окончил Нижегородскую духовную семинарию и Московскую Духовную Академию (1906). На 1912 год – священник Успенской соборной церкви г. Егорьевска. Казначей Егорьевского отделения епархиального училищного совета. Законоучитель при мужской и женской гимназиях.




Епископ Макарий (в миру Николай Михайлович Опоцкий; 16 [28] ноября 1872, посад Сольцы, Порховский уезд, Псковская губерния — 9 ноября 1941, Витка) — епископ Русской православной церкви, епископ Череповецкий, викарий Новгородской епархии.

Родился 16 (28) ноября 1872 года в посаде Сольцы Порховского уезда Псковской губернии в семье чиновника министерства внутренних дел.

Окончил Белозерское духовное училище и в 1895 году — Новгородскую духовную семинарию.

6 августа 1896 года был рукоположён в сан диакона к церкви села Любынь Старорусского уезда Новгородской губернии.

2 марта 1897 года рукоположен во иерея к Иоанно-Богословской церкви села Велебицы Новгородского уезда той же губернии и назначен заведующим и законоучителем Велебицкой второклассной, одноклассной и Михалкинской школ.

Имел трёх дочерей. В 1902 году овдовел.

С 1902 по 1906 года обучался в Московской духовной академии.

Около 1904—1905 года познакомился с Николаем Неплюевым, аристократом, основателем и блюстителем Крестовоздвиженского православного трудового братства (1889—1929). Вдохновившись идеями Н. Н. Неплюева, организовал Трудовое братство в селе Велебицы Новгородской губернии, где с 1908 года служил настоятелем храма св. Иоанна Богослова. В 1910 года братство было закрыто указом правящего архиерея.

В 1914 году на епархиальном миссионерском съезде представил два доклада о реформе прихода, в которых показал возможные пути возрождения и обновления приходской жизни. С 1915 по 1918 годы нёс служение уездного наблюдателя церковно-приходских школ. С 1917 года был епархиальным противосектантским миссионером.

Патриарх Тихон 4 декабря 1920 года «благословил его принять епископское служение и для подготовки отправился к митрополиту Арсению Новгородскому, который 14 июля 1921 г. совершил монашеский постриг. Четыре месяца нес послушание игумена Макарьевской обители (у ст. Любань Николаевской железной дороги), затем — делопроизводителя канцелярии, с 17 апреля 1922 г. — архимандрит. Через 2 месяца митрополита затребовали в Москву, а в Новгороде во время его отъезда образовался комитет партии „Живая Церковь“ и стал действовать от неизвестного ещё ВЦУ».

14 сентября 1922 года в Храме Христа Спасителя обновленческими архиереями старого поставления был хиротонисан во епископа Крестецкого, викария Новгородской епархии. Однако уже через два месяца, разобравшись в сути обновленческого движения, решительно порвал с ним. 20 февраля 1923 года президиумом ВЦУ был уволен на покой с запрещением священнослужения.

Направил письмо патриарху Тихону, в котором изложил непростые обстоятельства своей епископской хиротонии и испросил благословение на служение епископом-катехизатором. 9 (22) октября 1923 года был принят Патриархом Тихоном в общение «без права священнослужения».

В марте 1924 года был назначен епископом Череповецким, викарием Новгородской епархии. 18 апреля того же года прибыл в Череповец. Согласно докладу от 8 мая 1924 года на имя Патриарха Тихона, составленному М.Михайловским по поручению епископа Крестецкого Серафима, временно управляющего Новгородской епархией: «Преосвященный Макарий — назначенный Вашим Святейшеством в самое крепкое гнездо обновления нашей епархии г. Череповец, в котором есть и обновленческий епископ Иван Звездкин (личность, обладающая чрезвычайным нахальством, энергией и неразборчивостью в средствах) — нашел по своем прибытии туда лишь один православный храм в 6 верстах от города. Заручившись согласием местных властей на свободу своего церковного делания и даже каким-то непонятным способом обошедший самого Ивана Звездкина, бывшего своего товарища по Академии».

Нового епископа признал настоятель храма Рождества Христова иерей Кирилл Голубев и предоставил ему кров и ночлег. Епископа Макария признал и священник Сретенской церкви (бывшего Леушинского подворья) Павел Велицкий. Остальные городские священнослужители не согласились его принимать. Череповецкие чиновники отказались регистрировать епископ Макария без визы обновленческого епископа Иоанна Звёздкина, в связи с этим Макарию пришлось договариваться с ним. По его словам, Иоанна Звёздкина, епископ Макарий дал обещание не претендовать на управление приходами Череповецкого уезда и покинуть Череповец на Пасхальной неделе. В ответ на это ему было дано разрешение на служение в церкви села Носовское (Степановское) под Череповцом — единственном на тот момент приходе, не признавшем обновленцев, Сретенской и Христорождественской церкви, которые несмотря на признание епископа Макарию, продолжали формально числиться обновленческими.

Как говорилось в докладе от 8 мая 1924 года: «Преосвященный Макарий произвел громадный сдвиг в настроении Череповецкого духовенства и народа и хотя вызвал против себя громы и молнии обновленческого Череповецкого Церковного Управления, но последние, видимо, запоздали». К июлю 1924 года для обновленцев возникла реальная угроза утратить влияние на территории Череповецкой губернии, поэтому в административный отдел Череповецкой губернии посыпались доносы на епископа Макария и верное ему духовенство, подписанные Иоанном Звёздкиным и другими лидерами обновленческого движения, наиболее деятельным из которых был протоиерей Благовещенской церкви Василий Рябинин.

В июле 1924 года по доносам епископа Иоанна Звездкина и протоиерея Василия Рябинина начались массовые репрессии против духовенства Патриаршей церкви на территории всей Череповецкой губернии. В конце лета — начале осени 1924 года закрываются Кирилло—Белозерский, Тихвинский Успенский монастыри, Нило-Сорская пустынь и множество храмов, в том числе Сретенская и Христорождественская церкви города Череповца. Большинство закрытых храмов вскоре были открыты как обновленческие. При этом часть тихоновских священнослужителей подверглась аресту. В ноябре 1924 — сентябре 1925 годах патриарха Тихона поминали только в одном череповецком городском храме — Христорождественском и нескольких пригородных, в том числе в селе Богородском, где продолжал проживать епископ Макарий.

Организовал в селе Богородское Череповецкого уезда православное братство и кружок-сестричество. 25 июня 1925 года арестован по обвинению в том, что «организовал в селе Богородском Череповецкого уезда кружок-сестричество, хранил и распространял письмо антисоветского содержания митр. Киевского и Галицкого Антония». В том же году был осуждён и выслан на Соловки.

Находясь в заключении, впал в догматическое расхождение с учением Православной Церкви о 9-м члене Символа Веры, за что группой православных иерархов был отлучён от Церкви.

5 декабря 1927 года Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ освобождён досрочно.

3 июля 1928 года указом Временного Патриаршего Священного Синода был уволен на покой.

В 1928 году поселился в Новгороде как заштатный епископ. В этом же году организовал Религиозно-Трудовое братство. По освобождении изменил свои неправые взгляды и покаялся.

В 1933 году по доносу был арестован. Был приговорен к 5 годам концлагерей с заменой на высылку в Северный край.

Вернувшись из ссылки, летом 1934 года поселился в Галиче Костромской области, где организовал православное братство. Одновременно с возникновением братства в Галиче, братства были возрождены в Новгороде и Череповце. К 1937 году братский круг составлял в общей сложности около 70 человек и охватывал Галич, Новгород, Череповец, Ленинград, Киров и Буй Костромской области.

Скончался 9 ноября 1941 года в Витке, похоронен на Петровском кладбище в Новгороде.


Краско Николай Фомич (188? –19??). Окончил Московскую духовную семинарию и Московскую Духовную Академию (1906).


Пятницкий Нил Петрович (188? –19??). Окончил Московскую духовную семинарию и Московскую Духовную Академию (1906).


Лебедев Виктор Михайлович (188? –19??). Окончил Костромскую духовную семинарию и Московскую Духовную Академию (1906).


Владиславлев, Константин Владимирович (1 октября 1881—1960?). Родители: Владимир СергеевичВладиславлев (р.1857) и Анна Константиновна Остроумова (р.1862). Окончил курс учения в Заиконоспасском духовном училище. В 1896 году поступил в Московскую духовную семинарию, которую закончил в 1902 г. В 1903 г. поступил в Московскую духовную академию, которую закончил в 1906 г. До января 1912 состоял в должности помощника инспектора Московской Духовной Академии. Священник при Церкви Святого Василия Кесарийского на Тверской. Супруга – Зинаида Ивановна Зверева. Известен как учитель будущего митрополита Питирима (Нечаева). Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.


Веретенников Михаил Григорьевич (188? –19??). Окончил 7-ю Московскую гимназию и Московскую Духовную Академию (1906).


Звездкин Иван Иванович (18 мая 1875, Костромская губерния – 29 апреля 1939, Ташкент).

священник, церковь: Успенская, с. Даниловское, уезд Кинешемский.

Родился 18 мая 1875 в Костромской губернии в семье священника. Выпускник Кинешемского духовного училища и Костромской Духовной семинарии (1898).

С 1898 священник Успенской ц. с.Даниловское.

В 1901 уволен за штат.

1902-1906 обучался в Московской Духовной Академии. В 1906 году окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия.

С 1906 года - законоучитель и настоятель церкви во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Мариинской женской гимназии.

18 июня 1908 г. награжден набедренником. 28 марта 1911 г. - фиолетовой камилавкой. 2 апреля 1915 г. - наперстным крестом.

В 1920 году, после закрытия домовой церкви - безработный. В сентябре 1920 года был возведен в сан протоиерея епископом Кирилловским Тихоном.

В 1922-1923 гг. уклонился в обновленческий раскол. 4.03. 1923 года хиротонисан обновленцами во епископа Череповецкого. Был участником 2-го обновленческого т.н. «Всероссийского Поместного Священного Собора» 1923 года, на котором подписал постановление Собора о лишении сана и монашества Св. Патриарха Тихона. 5.12. 1924 года возведен в сан архиепископа.

С 1.06.1925 года архиепископ Сталинградский.

12 октября 1927 года возведен в сан митрополита и назначен правящим архиереем Ташкентской епархии.

Скончался 29 апреля 1939 г.


Василий Иванович Смирнов (26 января [7 февраля] 1882, Большая Брембола, Переславский уезд, Владимирская губерния, Российская империя — 21 октября 1941, Архангельск) — российский и советский краевед, археолог, этнограф, геолог, общественный деятель.

Родился 26 января (7 февраля) 1882 года в с. Большая Брембола Переславского уезда Владимирской губернии, в бедной многодетной семье священника.

В девятилетнем возрасте поступил в Переславское духовное училище. Учился во Владимирской духовной семинарии. Закончил Московскую Духовной Академию в 1906 году. Учёба в Академии была прервана арестом. Захваченный революционным движением 1905 года, он принял участие в деятельности социал-демократического кружка в Сергиевом Посаде. Вскоре членов кружка арестовали. 4,5 месяца Смирнов находился в Переславской тюрьме. Но потом он и его товарищи были освобождены, и он восстановился в Академии.

Смирнов получил назначение в Костромскую духовную семинарию на должность помощника инспектора и прослужил в ней почти два года. Далее 9 лет преподавал историю в Костромской мужской гимназии. Увлекся краеведением и в 1912 году на заседании Комитета губернской выставки предложил организовать Общество по изучению местного края. На первом заседании он был избран секретарем, а в дальнейшем председателем Костромского научного общества изучения местного края. За время 1914—1929 годов, несмотря на все трудности, вышло более 40 выпусков «Трудов КНОИМК».

После революции существовавший в Костроме Романовский музей был принят КНОИМК, и Смирнов занялся музейной деятельностью. В 1919 году он был назначен заведующим Костромским государственным областным музеем и проработал в этой должности около 10 лет. В 1925 году он издал путеводитель по музею.

Избранный в 1918 году председателем Костромского общества народных университетов, он добился открытия в городе университета. Как член Коллегии по охране памятников искусства и старины, а потом как заведующий Комитетом по делам музеев и охране памятников при Губоно вел борьбу за охрану культурных ценностей, защищал от слома храмы XVII и XVIII веков.

С 1921 года он систематически проводил археологические разведки и раскопки. Разнообразны были этнографические интересы Смирнова, особенно его привлекала тема славянского язычества. Он организовал Этнологическую станцию, и был её заведующим. Ежегодно станция организовывала экспедиции по изучению Костромского края.

В 1928 году на краеведение в Костроме начались серьёзные нападки. Смирнов был уволен из Костромского музея. Ему пришлось перейти на работу в Ивановский областной музей. Он с энтузиазмом начал работу на новом месте. Но в ночь с 15 на 16 сентября 1930 года был арестован. Более 8 месяцев находился в заключении, побывав в это время в 9 тюрьмах. Получил 3 года административной высылки по ст. 58, п. 10. И по этапу был отправлен под Архангельск, на станцию Исакогорка.

Благодаря исключительной настойчивости ему удалось перебраться в Архангельск, найти работу. В дальнейшем он работал в Северном геологическом тресте геолога. Но не оставлял и работу в области археологии и этнографии.

Скончался скоропостижно 21 октября 1941 года.

Реабилитирован в 1960 году.

Брат Михаил Иванович Смирнов (1868—1949) — краевед, организатор и первый директор музея в Переславле-Залесском.

Брат Сергей Иванович Смирнов (1870—1916) — историк, профессор Московской духовной академии по кафедре Истории Русской Церкви.

Жена Александра Серапионовна Забенкина.

Сын Глеб Васильевич Смирнов (1909—1939) — поэт.

Дочь Анастасия Васильевна Смирнова (1915—1992) — геолог.

Дочь Вера Васильевна Снедкова (1925—2015) — историк-архивист.

Жена Лидия Сергеевна Китицына (1903—1987) — краевед, педагог.

Дочь Татьяна Васильевна Смирнова (р. 1935) — краевед, музейный работник


Андреев Владимир Яковлевич (188? –19??). Окончил Воронежскую духовную семинарию и Московскую Духовную Академию (1906). Супруга Мария Михайловна Пятикрестовская (Андреева) (1889 – 1929). Дети: Олег Владимирович Андреев, Конкордия Владимировна Андреева.


Беляев Иван Васильевич (188? –19??). Окончил Владимирскую духовную семинарию и Московскую Духовную Академию. Утвержден в степени кандидата 8 июня 1907.


Лагов Петр Ильич (1879 - 1943), протоиерей.

Родился 1 сентября 1879 года в селе Знаменском Рязанской губернии (ныне в Егорьевском районе Московской области) в семье священника Ильи Кузьмича Лагова и Натальи Карповны Лаговой, в девичестве Лебедевой.

Окончил Рязанскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию.

В 1904 году женился на Марии Александровне Крыловой, дочери протоиерея Александра Дмитриевича Крылова и Анны Дмитриевны Крыловой (Погожевой).

В 1906 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия.

2 февраля 1907 года был рукоположен во священника к Тихвинской церкви города Богородска (ныне Ногинск). С 21 ноября 1909 года состоял заведующим Тихвинской церковно-приходской библиотекой города Богородска, им открытой.

С 21 мая 1913 года жил с семьёй в Москве по адресу Большая Полянка 27/кв.5. Служил в храме Григория Неокесарийского, где упоминается настоятелем в 1914 году. Имел 4 детей - Серафима, Евфросинию, Наталию и Илию.

В 1928 году участвовал в отпевании преподобного Алексия (Соловьева).

23 декабря 1934 года был арестован. Постановлением Особого совещания при НКВД СССР от 20 февраля 1935 года был заключён в ИТЛ сроком на 3 года за "участие в контрреволюционной группе". 27 февраля того же года из Бутырского изолятора НКВД отправлен на станцию Потьма Московско-Казанской железно дороги, в ТЕМЛАГ НКВД.

Был освобождён 1 ноября 1937 года на жительство в Егорьевск. Позже жил в Рязани при храме. Семья не воссоединилась, так как шла война, а в Москве ему жить запретили. Скончался в Рязани 11 июня 1943 года. Заключением Генеральной прокуратуры СССР от 5 октября 1989 года был реабилитирован.


Титов Николай Александрович (1882, Курская губерния – 1942, Ленинград)

Окончил Курскую духовную семинарию и Московскую Духовную Академию (1906).

Место проживания: Ленинград, ул. Чехова, д. 8, кв. 18. Дата смерти: 1942. Место захоронения: неизвестно. (Блокада, т. 30). Источник сведений: Книга памяти «Блокада, 1941–1944».